психологическая служба

мои публикации

             

ДИНАМИЧЕСКИЙ ВЗГЛЯД НА ЖИЗНЕСТОЙКОСТЬ

 

              Здоровое развитие детей и подростков зависит от множества систем, а способность адаптироваться к возникающим на этом пути опасностям распределена между несколькими системами, включая отдельного ребёнка. Устойчивость человека развивается и меняется с течением времени, потому что все системы, участвующие в развитии, взаимодействуют и меняются как внутри человека, так и в его отношениях и взаимодействии с социально-экологическим контекстом. Такой динамический системный взгляд на устойчивость имеет значение для исследований и практики, направленных на понимание и влияние на пути развития психопатологии и позитивного развития.

     Существует ли неправильная степень устойчивости? Ранние определения устойчивости противопоставляли концепцию позитивного развития в условиях стресса состоянию уязвимости, делая устойчивость синонимом неуязвимости (Энтони, 1987; подробное обсуждение см. В Cannon, 2008; Каттер, Борафф и Ширли, 2003). Хотя эта полярность была поставлена под сомнение, и теперь устойчивость рассматривается как единое независимое измерение благополучия (человек может быть более или менее устойчивым, а низкий уровень устойчивости концептуально отличается от степени уязвимости).

           Несмотря на изменения, представление о том, что существует оптимальный уровень устойчивости, сохраняется, а более высокий уровень устойчивости коррелирует с более низкой уязвимостью. На практике это означает, что такие исследователи, как Принс-Эмбери (2013), предположили, что дополнительная образовательная поддержка детей с ограниченными возможностями в обучении делает их менее уязвимыми для стигматизации, издевательств или преступлений. На первый взгляд это может показаться правдой, но на самом деле факторы, повышающие жизнестойкость детей, не связаны с уменьшением уязвимости. Как предположил Киз (2002), факторы, способствующие психическому здоровью, отличаются от факторов, усиливающих психические расстройства. Например, ребенок с трудностями в обучении может получить всю необходимую поддержку, чтобы преуспеть в учебе, но при этом столкнуться с токсичной социальной средой, которая угрожает его психологическому и физическому здоровью вне класса.

        Таким образом, уязвимость действует по своему принципу, подвергая людей большему или меньшему риску. В систематическом определении уязвимости Скотти, Бич, Нортроп, Роуд