психологическая служба

мои публикации

     

ПРИЧИНЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ НИЗКОЙ САМООЦЕНКИ У ПОДРОСТКА

 

     Одним из основополагающего фактора, который влияет на снижение самооценки у подростков можно считать процесс переходного возраста. Подростковый возраст совпадает с периодом возрастного кризиса, это период, в котором происходит переход от одного возрастного этапа в другой, часто сопровождаемый переживаниями ребёнка. На своеобразность прохождения возрастного кризиса могут оказывать влияние врожденные свойства нервной системы (темперамент), характер, биологическое развитие и социальное отношение. 

           Во время кризиса личность ребёнка, как открытая система, становится неустойчивой, даже на слабые раздражители отвечает неоправданно интенсивными откликами.  Неблагоприятные внешние воздействия, стрессовые факторы в эти периоды оказывают огромное влияние на дальнейшее формирование личности ребёнка, в частности на становление его самооценки.

       Основной проблемой низкой самооценки – является недостаточная вера в себя, в свои способности чего-то добиться. Здоровая самооценка основывается на вере в то, что «я – тот, кто может, и я не боюсь пытаться».

     Родители, ожидающие от своего ребенка большего, которые часто недовольны его успехами, бесконечно сравнивающие его с другими. Отсутствие безусловной любви, зарождающаяся между родителем и ребенком, уничтожает самооценку ребенка. Безусловная любовь – это святое чувство, это всепоглощающая любовь, в которой есть принятие родителем своего ребенка таким какой он есть, это любовь не за какие-то заслуги, а просто «потому что это мой ребенок».

        Что в силах родителя? Особую значимость обретает доверие со стороны родителей, для подростка оно значит больше, чем многое другое. Вера родителей в то, что их почти взрослый ребенок, пробуя и ошибаясь, будет учиться на своих ошибках, вера в то, что он справится и найдет себя в жизни. Это конечно не слепая вера и если подросток своими поступками или словами нарушает правила, установленные в семье и в обществе, то родителям следует выразить свое отношение к этому, но не лишая при этом подростка права в дальнейшем обретать собственный опыт.

    Дети с отрицательной самооценкой склонны чуть ли не в каждом деле видеть непреодолимые препятствия. У них высокий уровень тревожности, они хуже приспосабливаются к школьной жизни, трудно сходятся со сверстниками, учатся с напряжением. Заниженная самооценка может разрушающее влиять на личность, нести не поправимые последствия, доводя ребенка до депрессивного состояния, что может сильно ухудшить качество жизни, как ребенка, так и окружающих его людей.

      Общественное клише успешности, тотальное использование оценок в школах – это и есть факторы, которые определяют школу как механизм формирования у детей низкой самооценки. Из исследований Кифера известно, что самооценка успешного ученика остается высокой на протяжении всего учебного периода, а у отстающих ребят она начинает существенно снижаться с 9 лет и так дальше в процессе обучения продолжая падать. Соответственно, развитие низкой самооценки возрастает у ученика, за счет негативной оценки своих учебных способностей.